Наш номер для смс-сообщений и WhatsApp 8-918-262-19-61

Сайт газеты "Знамя труда" Тимашевского района Краснодарского края, 352700 г. Тимашевск, ул. Ленина, 153, тел.: +7 (86130) 4-18-53, +7 (86130) 4-18-50, e-mail: [email protected].


18.09.2019, 16:44

200-летию Ивана Попки — летописцу казачества, воину, ученому — посвятили казачьи чтения в Тимашевске

28 августа 2019 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Диомидовича Попко — казачьего генерала, историка, этнографа, литератора, полиглота, обладателя других замечательных талантов.

Его жизни и творчеству были посвящены казачьи чтения, которые прошли в актовом зале Тимашевского музея семьи Степановых.
Жизнь и научное наследие Ивана Диомидовича Попки еще раз подтверждает справедливость кем-то сказанных слов: Россия прирастает провинцией! И хоть это переиначенные слова великого Ломоносова («Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»), в наблюдательности автора заимствования вряд ли можно усомниться. В особенности, оглядываясь на судьбу нашего замечательного и знаменитого земляка Ивана Диомидовича Попко.

Из священников в военные

Родился Иван Диомидович 28 августа 1819 года в станице Тимошевской Кубанской области в семье приходского священника. С шести лет мальчика отдали в духовное училище, а потом в ближайшую духовную семинарию в Астрахани. Надо признать, особой наклонности к духовной деятельности у него не было. Он умолял отца позволить ему пойти по военной стезе, но не находил понимания. По окончании семинарии, подчинившись воле отца, Иван поступил в Московскую духовную академию.
В 1841 году в жизни И.Д. Попко произошли кардинальные изменения, он оставляет духовное поприще и 1 июля поступает на службу рядовым казаком в 10-й конный полк Черноморского войска. Остается загадкой, как ему удалось уговорить отца — человека твердого характера и воли.

Попка или Попко

В метриках деда и отца значилось: Попка. На Украине, откуда прибыли запорожцы в Черноморию, фамилия эта не считалась неблагозвучной. Священники Попки, похоже, спокойно жили с ней, передали фамилию своим детям. Нет подтверждения тому, что Иван Диомидович документально «подчистил» одну букву в отцовской фамилии. Говорят, Попко он стал, когда ему пришлось бывать в великосветских кругах Петербурга.

Первым был Нестор Попка

Своим замечательным земляком мы обязаны его прадеду — священнику Нестору Попке, появившемуся на тимашевской земле вместе с остальными запорожскими переселенцами Тимошевского куреня. Его дом располагался на правом берегу реки Кирпили. Здесь, вдоль берега, где сейчас находятся здания полиции и военкомата, и появились первые строения Тимошевского куреня. И улица звалась и поныне зовется Береговой…
У батюшки Нестора был сын Диомид, ставший так же священником. Он унаследовал от отца должность священника первого храма во имя Святой Троицы. Диомид был незаурядной личностью, интересовался историей казачества, традициями, бытом. И начал собирать документы, отражавшие повседневную жизнь земляков, интересные сведения культурного, хозяйственного характера. Об архивах отца Диомида было известно за пределами куреня, к нему нередко обращались по надобности из других куреней. Протоиерей Диомид Несторович прослужил в Троицкой церкви более 50 лет, не имея взысканий. Все архивные дела были сохранены им в переплете и, по данным 1909 года, содержали исторические документы.
Интерес к истории проявился и у его старшего сына Ивана — будущего выдающегося кубанского военного и общественного деятеля. Получается, что отец, мечтавший о церковном поприще для своего сына, сам посеял в нем интерес к истории.
К сожалению, судьба архивов Диомида Попки трагична. Они были фактически уничтожены в лихолетье 20-х годов XX столетия.

Первый на Кавказе «музеум»

Тимашевцы имеют право ревновать нашего земляка к городу-курорту Горячий Ключ. Ибо карьера Попки как казачьего офицера, ученого-этнографа ярко вспыхнула именно в станице Ключевой (прежнее название города-курорта). Вот как это было.
В 60-х годах XIX века началось освоение предгорной части Северного Кавказа, был сформирован Псекупский конный полк со штаб-квартирой в станице Ключевой. Командиром Псекупского полка назначили полковника Кубанского казачьего войска Ивана Диомидовича Попку.
Наблюдая за деятельностью вверенных ему казаков, он видел, как истребляются следы коренного населения абадзехов и шапсугов и потребовал приостановить это. Попка направляет начальникам вверенных ему станиц специальное письмо, в котором отмечает:
«Западный Кавказ всегда оставлял живейшее любопытство для Европейской науки, но до настоящего времени он оставался малодоступным для исследования быта народа, его населяющего. Ныне историческая судьба этого народа совершилась, и через короткое время не останется и слабых следов его существования в горах. Памятники эти, конечно, бедны, как и самая прошедшая жизнь закубанских горцев, но они составляют драгоценный материал для изучения народа, для определения степени его умственного и промышленного развития». В письме он просит «заняться собиранием предметов» таких, как: домашняя посуда, мебель, земледельческие и другие орудия, архитектурные украшения и вообще все, что служило для жизни горцев в домашнем быту. Предметы полковник просил пересылать в полковую штаб-квартиру, где из них будет учрежден «музеум».

Через месяц в штаб-квартиру Псекупского полка стали поступать первые экспонаты. Но штаб-квартира Псекупского конного полка не предполагала хранение экспонатов, так как там просто не было свободного места. И тогда для помещения экспонатов «Псекупского музеума» была специально построена черкесская сакля.
9 мая 1867 года в Ключевую приехал наместник государя на Кавказе великий князь Михаил Николаевич, главнокомандующий Кавказской армией. Он посетил и «Псекупский музеум», состоящий к тому времени из трех отделений: этнографического, минералогического и палеонтологического. Обилие музейных экспонатов дало возможность И.Д. Попке создать еще один музей — в полковой школе. И он его создает!

К сожалению, с упразднением Псекупского полка и отъездом Ивана Попки к новому месту службы «музеум» оказался бесхозным, и дальнейшая судьба экспонатов неизвестна.
Утверждают, что Псекупский «музеум» был первым на Кавказе научно-просветительским учреждением, поскольку музей в Тифлисе был официально открыт лишь в 1867 году, а Псекупский действовал уже в 1864-м.

Что есть Тимошевский курень

Небогатое в количественном отношении литературно-историческое наследие Ивана Диомидовича Попки берет другим — уникальностью собранного и обобщенного им материала, представленного в сборнике очерков «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Именно оттуда мы узнаем о том, что представлял собою Тимошевский курень и окружающая его местность в XIX веке.
«Кирпили и впадающие в них Кочеты... излучисто пробегают лучшую местность степи и, в некотором расстоянии от моря, пополняют лиман Кирпильский… Воды Кирпилей довольно свежи, и вид их живописен. Прекрасна здесь весна, отраден летний вечер… Высокие берега реки усеяны курганами, выше которых нет по другим речкам. Курганы зеленеют, как купы пальм в пустыне, а вокруг них разостланы ковры из воронцу и горицвету. На их остроконечную вершину любит выезжать удалой табунщик. Отсюда ему видно, как в далеке, с разбросанными по ветру, гривами несутся к водопою табунные кони.».

Далее он описывает, как планировалась застройка куреня. Все селения выглядели правильными прямоугольниками. Территория разбивалась на 9 кварталов с улицами шириной в 10 саженей. Центр отводился под церковную площадь. Спустя год казаки Тимошевского куреня сумели построить временную церквушку, а к 1818 году собрали деньги и поставили постоянную деревянную во имя Святой Троицы на месте водонапорной башни по ул. Красной. В 1900 году появилась еще одна церковь, Вознесенская, напротив городской школы № 1.

Население Тимашевского куреня первоначально было небольшим — 100 сабель, то есть 100 казаков, пригодных к военной службе. Население постепенно росло, и 1 июля 1842 года курень стал станицей. Это явилось важным событием для тимашевских казаков. До 1861 г. в перепись включалось только казачье население, так как никто, если он не казак, не мог жить в курене более полугода: или приписывайся в казаки, или по истечении срока выезжай за пределы Кубанского войска. Казаки же не имели права переселяться на жительство за пределы своей станицы. Прирост населения шел за счет рождаемости в казачьих семьях и за счет беглых рабочих и крестьян.

Не ученье — тьма

Первая школа в Тимошевской построена только в 1874 году. Образованности населению явно не хватало. На почве суеверий и невежества в станице произошел такой случай: местный купец Кузьма Дмитриченко приобрел для продажи партию граммофонов. Стал прокручивать в магазине пластинки с песнями и танцами. По станице зашептались: «У Кузьмы в лавке заимелась нечистая сила, она в трубу орет». Казаки стали обходить лавку стороной. Смекалистый торгаш подарил один граммофон священнику в придачу с пластинками, где были записаны песни вперемежку с молитвами. Слушать музыку к поповскому дому собирались толпами. Теперь казаки отважились на покупку граммофонов.

Попка и другие великие

Литератор Михаил Джунько из Каневского района поведал, что Иван Попка частенько наведывался в станицу Новодеревянковскую к Щербине Федору Андреевичу. Щербина любил ловить и запекать раков, а Попка — по-особому готовил картошку на костре: поливал ее маслом и обязательно накрывал глэчиком. Так и видится из нашего далека: сидят на берегу Челбаса два ученых, историка, великих патриота, воин и политик, Попка в почете, Щербина — в ссылке. И рассуждают о судьбах Родины.
Трудно сказать, кто из них был талантливее, имел больше заслуг и регалий. Кто был больше историком, ученым, писателем. Тридцать лет разницы в возрасте, Попка, конечно, старше, опытнее, боевой генерал, участник трех войн, именитый ученый. Щербина больше общественный деятель, политик-либерал, не раз его ссылали за участие в «неправильных» кружках. Попка написал «Черноморских казаков в их в гражданском и военном быту», Щербина — «Историю Кубанского казачьего войска». Дружили, ценили друг друга.

А ведь еще был Евгений Дмитриевич Фелицын! Ученый историк, кавказовед и кубановед, археолог, этнограф, картограф, библиограф, статистик, биограф, геолог, минералог, энтомолог; общественный деятель; войсковой старшина Кубанского казачьего войска; участник Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. Его имя носит сегодня Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник, основоположником которого был он сам. Фелицына считают преемником Попки, современники называли Евгения Дмитриевича «энциклопедией Кавказа».

Фелицын создал Археологическую карту Кубанской области — фундаментальный труд! На ней можно увидеть древности и на просторах Тимашевского района. Берега реки Кирпили буквально усеяны курганами. Эту особенность Тимошевского куреня отмечал еще И. Д. Попко. В результате археологических исследований на государственном учете и охране в Тимашевском районе стоят 376 курганов и городищ. Наиболее крупными считаются: Роговское городище, курганные группы на хуторах Мирном и Дербентском. Все объекты относятся к меотской культуре.
А на границе нынешнего Тимашевского и Кореновского районов Е.Д. Фелицын обнаружил каменную половецкую бабу. Их ставили на вершинах погребальных мест или под курганами, откуда их приходилось выкапывать. Современники вспоминают, что Фелицын рассчитывался за доставку «баб» в музей личными деньгами. Сегодня фелицинский музей обладатель самой крупной в мире коллекции половецких баб — 69 экземпляров!

Эти странные гении

Три ярких представителя прошлого Кубани связаны так или иначе с тимашевской землей.
Иван Попка родился в Тимошевском курене, описывал местность, быт тимашевских казаков. Семьей не обзавелся. У него была воспитанница Ниночка, еще десятку молодых людей он оплачивал учебу. Среди них были иноверцы, их он привел в православие. Полностью посвятил себя службе, науке, состояния не сколотил, хотя бедным человеком не был. Умер он в 74 года в Харькове, тело перевезли в Ставрополь, где он был предводителем дворянства. К сожалению, найти место захоронения ни тимашевцам, ни ставропольцам до сих пор не удалось. В 1990-е годы туда ездила делегация наших казаков и сотрудников музея, но тщетно.

Евгений Фелицын так же прожил бобылем, все свое время, финансы, возможности посвятив науке. Родился, кстати, в Ставрополе, умер в 55 лет от энцефалита, похоронен в Екатеринодаре.

Федор Щербина, участник белого движения, в 1920 году эмигрировал, преподавал в университетах Чехии, умер в возрасте 87 лет, похоронен в Праге. В 2008 году его прах перезахоронили в Свято-Троицком соборе Краснодара. Был женат, энергично занимался политикой, являлся основоположником российской бюджетной статистики. Ученый до кончиков ногтей. Писатель, поэт.
Наследие этих гениев еще изучать и изучать. Поэтому вполне своевременно прозвучало предложение тимашевского атамана Алексея Мелихова сделать подобные казачьи чтения регулярными: чем пристальнее мы изучаем свое прошлое, тем легче нам разобраться в сегодняшнем дне.

Казачьи чтения

Организаторами казачьих чтений выступили администрация Тимашевского района, Тимашевское районное казачье общество и Тимашевский музей семьи Степановых.
В чтениях приняли участие научные и музейные работники, казаки, кадеты, учащиеся старших классов.
Прозвучали доклады: «Тимашевский курень в работах Ивана Диомидовича Попко и его современников» (Л.Н. Дорошенко — завотделом музея семьи Степановых, заслуженный работник культуры Кубани); «Иван Диомидович Попко — основатель первого музея на Кавказе» (Ю.В. Лысенко — завотделом исторического музея города Горячий Ключ); «Е.Д. Фелицын как продолжатель дела И.Д. Попко на Кубани» (С.Г. Бойчук — кандидат исторических наук); «Страницы истории. Тимашевские храмы до революции 1917 года. Диомид Нестерович Попка» (Р.А. Чепкасова — преподаватель воскресной школы для взрослых Духовно-просветительского центра имени преподобного Сергия Радонежского г. Тимашевска); «Общество любителей изучения казачества на Кубани: история и современность» (Ю.В. Шмельков — заместитель атамана Екатеринодарского казачьего общества, председатель исторического клуба КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына) и другие.

Участников чтения приветствовал глава Тимашевского района Андрей Палий.
В заключительном слове атаман Тимашевского казачьего общества Алексей Мелихов предложил собравшимся проводить казачьи чтения ежегодно, чтобы сохранить все то, что может быть утеряно в будущем, но представляет для потомков ценность.

Ранее по теме: тимашевская делегация побывала в Ставрополе, где написал свои труды по истории казачества наш земляк

Материалы казачьих чтений подготовила Татьяна Погорелова, научный сотрудник музея семьи Степановых

Читайте в рубрике "Летопись Района"

Решение об объединении отдельных разрозненных молодежных союзов в общероссийскую организацию — Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) — было принято 29 октября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи.

29.10.2019 18:00, просмотров: 605

Страницы истории женской обители. Окончание Обитель стали возобновлять на окраине станицы Роговской. У истоков ее возрождения стоял ныне покойный схиархимандрит Георгий (Савва).

14.10.2019 18:50, просмотров: 1049

Страницы истории женской обители в Тимашевском районе подготовлены к 170-летию монастыря Святой Равноапостольной Марии Магдалины

06.10.2019 12:03, просмотров: 1063

Бывшая заведующая детсадом при ПМС-51 Антонина Прокофьевна Лозня (на главной фотографии в центре) вспоминает годы своей работы в детском саду, который размещался в железнодорожных вагонах.

28.09.2019 13:05, просмотров: 1115

Главные события

Необходимо проводить жесткий контроль за незаконным строительством в лесных зонах Кубани, заявил губернатор Вениамин Кондратьев в ходе совещания с главами муниципалитетов и вице-губернаторами края.

08.11.2019 11:51, просмотров: 752

В этом году в рамках нацпроекта «Демография» из кубанского бюджета для семей с тремя или более детьми в общей сумме выделено четыреста тридцать миллионов рублей.

07.11.2019 17:40, просмотров: 793

Чрезвычайную ситуацию, сложившуюся на реке Кирпили в Тимашевском районе, в окрестностях станицы Роговской, в нынешнем засушливом году обсуждают все. Кто виноват и что делать — разбирается краевая комиссия

07.11.2019 16:29, просмотров: 1699

Возгорание пассажирского автобуса, принадлежащего ИП Черниговскому, произошло в Тимашевске в 6 утра 7 ноября

07.11.2019 14:44, просмотров: 2195
Парк «Б» в Тимашевске реконструируют, затем отремонтируют улицу Братьев Степановых. А улица Путевая вообще находится в полосе...
В редакцию газеты "Знамя труда" поступил комментарий пресс-службы Сбербанка по вопросу неработающего банкомата в микрорайоне ...
В микрорайоне сахарного завода города Тимашевска, у здания почты, длительное время не работает банкомат Сбербанка....
Прошлую зиму пережили с нарушенной изоляцией теплотрассы и в приближающемся сезоне, похоже, останемся с тем же....
На предпоследней остановке в Индустриальном, напротив магазина, водители высаживают пассажиров из маршрутки прямо в огромную ...
Ложка дегтя После очередной «внештатной» ситуации в одном из тимашевских канцелярских магазинов пришла домой в расстроенных чувствах, и в...
День Кубанского казачества 12 октября кубанские казаки отметили 323-ю годовщину образования Кубанского казачьего войска....

Погода в Тимашевске